Весь христианский мир сегодня готовится к празднованию 1700-летия со дня провозглашения двумя императорами Константином и Лицинием Миланского эдикта, предоставлявшего право на религиозную свободу и веротерпимость на территории Римской империи.
А ведь еще совсем недавно, до начала 20-го века (см. статью Миланский эдикт, зеркало истории...), церковные и государственные законы в России в отношении инославных были далеки от духа Миланского эдикта.
Известны два документа православного Синода, облечённые правительством в форму закона. Первый, от 1883 г., формально давал право «всем верующим вне православной церкви на исповедание своей веры и отправление своего культа». Но «чтобы при этом не были нарушаемы общие правила благочестия и общественного порядка».Также было запрещено распространять свои взгляды среди православного населения.
Второй документ, от 1891 г., стоит рассмотреть более детально: «Быстрый рост сектантства является серьёзной опасностью для государства. Всем сектантам должно быть воспрещено покидать своё место жительства. Все преступления против православной церкви должны разбираться не в советах, а в духовных судах. Паспорта сектантов должны быть помечены особым образом, чтобы их нигде не принимали на работу и на жительство, пока жизнь в России не станет для них невыносимой. Дети их должны силой отбираться и воспитываться в православной вере». Правительство внесло в Уголовный кодекс ст. 187 «За выход из церкви и присоединение к другому религиозному обществу – лишение всех гражданских и личных прав. В более лёгких случаях – полтора года исправительных заведений», ст. 196 «За распространение еретических или сектантских учений и пособничество в этом – ссылка в Сибирь, Закавказье или другие отдаленные места».
А на какой стадии свободного вероисповедания находимся сегодня мы с вами? Какими правами обладают, напр., другие религии и не православные христианские конфессии? Насколько свободно, находясь в правовом поле, можно "передвигаться" инославным в проведении религиозных мероприятий (напр., Крестный ход, уличная евангелизация) за пределами мест, специально отведенных для отправления культа, не подпадая при этом административному штрафу?
Если в наше время к поиску истины (или к истине как таковой) многие люди относятся легкомысленно и даже скептически, то куда мы придем?
На пути к подлинной свободе (данной нам Богом), не подменяя ее различными заменителями, христианству в целом еще предстоит сделать немалые шаги. Ведь необходима не просто веротерпимость, но прежде всего христианская любовь и усиленная молитва друг за друга.
Комментариев нет:
Отправить комментарий