Актуальные события из жизни нашего прихода - и не только...

27 сентября 2012 г.

История Католичества в России - Важные личности

Епископы Тираспольские
22 июля (3 августа) 1847 года в Риме был заключен конкордат между Российской Империей и Святейшим Престолом. Согласно одному из пунктов этого соглашения, в России создавалась "новая епархия Херсонская, заключающая в себе область Бессарабскую, губернии Херсонскую,
Екатеринославскую, Саратовскую, Таврическую и Астраханскую и земли, составляющие Закавказский край". Кроме того, в ведение епископа Херсонского передавались живущие на территории его епархии католики армянского обряда "впредь до назначения католического епископа армянского вероисповедания". Об образовании Херсонской епархии было официально объявлено в булле Папы Пия IX "Universalis Ecclesiae cura" от 21 июня (3 июля) 1848 года, которая гласила: "В силу настоящей грамоты возвышаем помянутый город Херсон на степень епископской столицы". Кроме того, учреждение в России новой римско-католической епархии было подтверждено указом императора Николая I от 29 ноября 1848 года, где говорилось: "Вследствие условий уполномоченными Нашими... с уполномоченными Папы Римского подписанных и Нами утвержденных... учредить в Херсоне седьмую епархию".
Против пребывания латинской епископии стал возражать тамошний православный епископ. После обмена мнениями между русским правительством и Святейшим Престолом, 5 (18) сентября 1852 года епископский престол был перенесен из Херсона в Тирасполь, а епархия стала называться Тираспольской. Однако в Тирасполе не оказалось ни храма, ни подходящих помещений для размещения епархиальных учреждений. Тогда, по утвержденному императором 3 марта 1856 года журналу Комитета по делам Римско-Католической Церкви, епископу Тираспольскому и епархиальному управлению было назначено пребывать в Саратове. При этом епархия по прежнему продолжала именоваться Тираспольской.
Тираспольская епархия окормляла, по преимуществу, немецких колонистов, живших на Юге России. В церковном отношении она подчинялась Могилевской метрополии.
В 1926 году на основании декрета Папы Пия XI "Quo aptius" от 10 марта 1926 года, территория Тираспольской епархии была разделена на несколько апостольских администратур: в Одессе, на Волге, на Кавказе, в Тифлисе и Грузии. Кроме того, в Тифлисе находилась резиденция апостольского администратора католиков армянского обряда в России.
К концу 1930-х годов вследствие репрессий со стороны Советской власти Тираспольская римско-католическая епархия фактически прекратила свое существование.
В 1999 году Тираспольская епархия была восстановлена на территории Молдавии.

Фердинанд Гелан Кан
Родился 17 августа 1788 года. По происхождению австриец. Прибыл в Россию в 1810 году. Окончил курс наук в Забяльской доминиканской школе Витебской губернии. Рукоположен в 1815 году. Член доминиканского ордена. Занимался пастырской деятельностью среди немецких эмигрантов в Забялах и Ревеле. С 1822 по 1849 годы - настоятель римско-католического храма в Риге.
В 1849 году был назначен епископом Херсонским. Канонически утвержден в этом сане 20 мая 1850 года. Рукоположен в епископы 9 октября 1850 года в Санкт-Петербурге в церкви св. Екатерины митрополитом Казимиром Дмоховским. В 1852 году переименован в епископа Тираспольского. Имел резиденцию в Саратове.
Ф. Кан много потрудился для организации церковной жизни в новой епархии. Он основал в Саратове капитул, духовную семинарию и консисторию, устроил кафедральный собор.
Кроме того, первый епископ Тираспольский участвовал в деятельности Римско-Католической духовной коллегии в Санкт-Петербурге и в 1855-1856 годах был ее председателем.
Умер 6 (18) октября 1864 года в Саратове. Похоронен там же на католическом кладбище.

Викентий Липский
Родился 17 (28) марта 1795 года. Учился в Вильно. Имел степень доктора богословия. Рукоположен 31 мая (12 июня) 1824 года. С 1849 года - схоластик, а с 1853 года - архидиакон Виленского капитула.
Был профессором Виленской (с 1842 года - Санкт-Петербургской) католической духовной академии. По поручению церковных властей занимался изданием порядка богослужения (directoria officii divini) Могилевской архиепархии. В 1855-1957 годах - ректор Санкт-Петербургской католической духовной академии.
18 сентября 1856 года был назначен епископом Инополитанским in partibus infidelium и суффраганом Тираспольским. Рукоположен в епископы 9 января 1857 года в Санкт-Петербурге в церкви св. Екатерины митрополитом Вячеславом Жилинским, которому сослужили луцко-житомирский епископ Гаспар Боровский и минский епископ Адам Войткевич.
С 1865 года по июнь 1872 года - капитулярный викарий и управляющий Тираспольской епархией. Основал много новых приходов и часовен, организовал в Саратове начальную духовную семинарию.
Умер 13 декабря 1875 года.

Франциск Ксаверий Алоизий Цоттманн
Родился 15 (27) июня 1826 года в Баварии. Рукоположен в Саратове 24 июня 1860 года. Имел степень кандидата философии. Принадлежал к клиру Тираспольской епархии. С 1860 года - викарий кафедрального собора. 11 апреля 1861 года назначен инспектором и профессором духовной семинарии. 1 сентября 1863 года возведен в звание почетного каноника. 1 февраля 1865 года стал ректором духовной семинарии. С 10 июня 1867 года - кафедральный каноник.
Был назначен епископом Тираспольским 23 февраля 1872 года и утвержден в этом сане российским императором 14 апреля 1872 года. Рукоположен в епископы 11 (23) июня 1872 года в Санкт-Петербурге в церкви св. Екатерины.
Пригласил в Тираспольскую епархию много немецких священников, продолжал заниматься организацией епархии, освятил в 1881 году новый кафедральный собор.
18 декабря 1889 года ушел на покой и поселился в Орнбау (Бавария). Умер 12 декабря 1901 года.

Антоний Иоанн Церр
Родился 10 (22) марта 1849 года в селении Францфельд (Тираспольская епархия). Окончил Саратовскую духовную семинарию. Был рукоположен в священники 11 февраля 1872 года. Занимал должности: администратора прихода в Прейсс близ Саратова, настоятеля приходов в Краснополе и Екатеринештадте на Волге. Преподавал апологетику, догматику и философию в Саратовской духовной семинарии. С 1879 года - каноник Тираспольского капитула, являлся генеральным викарием Тираспольской епархии.
3 (15) марта 1883 года был назначен титулярным епископом Диоклетианополитанским и суффраганом Тираспольским. Рукоположен в епископы 22 мая (3 июня) 1883 года в церкви св. Екатерины в Санкт-Петербурге.
Назначен епископом Тираспольским 18 (30) декабря 1889 года.
В 1902 году оставил Тираспольский епископский престол и 1 (14) августа 1902 года был возведен в сан титулярного епископа Салоненского.
Жил в Тифлисе, Феодосии, в немецкой колонии Зельц близ Одессы, затем в колонии Кандель.
Автор книги "Uberblick uber die topografische und politishe Geschichte und kurzer Abriss der Kirchengeschichte Tauriens" (Saratov, 1908).
В 1923-1926 годах фактически являлся единственным католическим епископом на территории СССР, однако не осуществлял никаких административных функций и не имел никакой юрисдикции. В этот период совершил несколько тайных рукоположений священников.
Умер 15 декабря 1932 года, по другим сведениям - в 1933 или 1934 году.

Иосиф Алоизий Кесслер
Родился 12 (24) августа 1862 года в селении Лойс близ Самары в семье немецких колонистов. Окончил начальную и высшую духовные семинарии в Саратове, а также духовную академию в Санкт-Петербурге. Получил степень магистра богословия (1889 год).
Был рукоположен 4 (16) марта 1889 года. Занимал должности: викария кафедрального собора и профессора духовной семинарии в Саратове (1889-1891 годы), администратора прихода в Симферополе (1891-1895 годы), настоятеля приходов в Сульце (1895-1899 годы) и Кишиневе (1899-1903 годы), инспектора Саратовской духовной семинарии (1903-1904 годы). Каноник Тираспольского капитула с 1904 года.
Назначен епископом Тираспольским 7 (20) апреля 1904 года. Рукоположен в епископы 28 октября (10 ноября) 1904 года в церкви св. Екатерины в Санкт-Петербурге. Его правление отмечено значительным материальным развитием Тираспольской епархии. Им был освящен 31 храм, в том числе кафедральный собор св. Климента в Одессе.
14 августа 1918 года, перед занятием Саратова большевистскими войсками, оставил епископскую резиденцию и пешком в течение 10 дней добрался до Одессы. Поскольку после занятия помещений семинарии и епархиальной курии было обнаружено его пастырское послание к верующим, угрожающее отлучением всем, кто будет содействовать большевикам, то он разыскивался органами ВЧК. В виду угрозы ареста и возможного смертного приговора скрывался в Одессе. Имеется малодостоверная информация о том, что он будто бы дважды подвергался арестам и тюремному заключению.
Покидая в 1918 году Саратов, И. Кесслер назначил своим генеральным викарием юго-восточной части Тираспольской епархии прелата Франциска Ксаверия Климашевского, который, в свою очередь, назначил в 1921 году своим преемником священника Иакова Фезера.
В январе 1920 года И. Кесслер оставил территории, контролируемые большевиками, и перебрался в Бессарабию, вошедшую тогда в состав Румынии. В 1920-1922 годах жил в приходе Красна, относящемся формально к Тираспольской епархии.
3 января 1922 года выехал в США, где собрал 32 тысячи долларов для оказания помощи голодающим в России. Эти деньги позже были тайно розданы верующим священниками Тираспольской епархии.
В последующие годы жил в Берлине. Декретом Папы Пия XI "Quo aptius" от 10 марта 1926 года была отменена юрисдикция И. Кесслера в отношении Тираспольской епархии. 27 ноября 1929 года он отказался от титула епископа Тираспольского и 23 января 1930 года был назначен титулярным архиепископом Боспорским.
Написал историю Тираспольской епархии "Geschichte der Diozese Tyraspol" (Dickson, 1930 год).
Умер 10 декабря 1933 года в Цинновице в Германии.

Адриан Сметс
Родился 27 августа 1867 года в Доммельне, епархия Буа-ле-Дюк, Нидерланды. Апостольский делегат в Персии. В 1921 году был назначен апостольским визитатором в Грузии (относившейся к Тираспольской епархии). Титулярный архиепископ Гангрский со 2 августа 1922 года.
Был вынужден покинуть территорию Грузии. Своим генеральным викарием назначил священника Э. Вардидзе.
На основании декрета Папы Пия XI "Quo aptius" от 10 марта 1926 года освобожден от полномочий апостольского визитатора в Грузии.
В 1931 году ушел на покой. Жил в Иерусалиме, в последствии - в Папской Голландской коллегии Пия XI в Риме. Являлся советником Священной Конгрегации Восточных Церквей.
Умер 31 июля 1947 года.

Александр Фризон
Родился 5 мая 1873 года в немецком селении Баден близ Одессы. Его предки происходили из Эльзаса и приехали в Россию в качестве колонистов по приглашению Екатерины II.
Учился в Саратовской семинарии и в Германской коллегии в Риме. Получил степени доктора философии и богословия.
Рукоположен в 1901 году. В 1902 году вернулся в Тираспольскую епархию. Занимал должности викария в Саратовском кафедральном соборе, капеллана и секретаря епископа И. Кесслера, канцлера епархиальной курии в Саратове. С 1905 года - профессор духовной семинарии в Саратове, а с 1907 года - в Одессе. С 1910 года - ректор этой семинарии. В 1915-1925 годах - настоятель Керченского прихода и декан Симферопольского деканата. Прелат препозит Тираспольского капитула.
В 1926 году был возведен в сан титулярного епископа Лимиренского. 10 мая 1926 года тайно рукоположен в епископы в церкви св. Людовика в Москве папским посланником епископом Мишелем д'Эрбиньи. В тот же день был назначен Апостольским администратором Одесским и южной части Тираспольской епархии.
Узнав о епископской хиротонии А. Фризона, советские власти запретили ему выезжать из Симферополя, где он жил в то время. В связи с этим А. Фризон не смог выехать в Одессу и фактически не имел возможности исполнять обязанности Апостольского администратора.
В августе 1929 года был арестован в Симферополе, но через месяц освобожден. Осенью 1929 года вновь арестован по обвинению в нелегальном принятии епископского сана и в оказании помощи белогвардейским  войскам во время гражданской войны. В 1931 году освобожден. В 1933 году арестован по обвинению в незаконном допущении несовершеннолетних к участию в богослужении и их развращении. Обвинение основывалось на том, что А. Фризон, по просьбе родителей ребенка, согласился на то, чтобы мальчик зажег свечи возле катафалка во время заупокойной службы и приготовил кадило. Вскоре освобожденный, он был арестован, 10 октября 1935 года в Симферополе вместе с матерью и племянницей по обвинению в шпионаже в пользу Германии. В качестве доказательства фигурировали найденные у А. Фризона несколько долларов, которые рассматривались как плата за шпионскую деятельность. Содержался в Симферопольской тюрьме. На закрытом процессе 11-17 сентября 1936 года он был постановлением Специальной коллегии областного суда Крыма  приговорен к высшей мере наказания. 10 апреля 1937 года приговор получил утверждение Специальной коллегии Верховного Суда СССР.
Расстрелян 20 июня 1937 года в Бутырской тюрьме в Москве.

Иосиф Клеменс Крушинский
Родился в 1865 году. Происходил из онемеченной польской семьи. Окончил Саратовскую духовную семинарию. Рукоположен в 1889 году. Служил настоятелем и деканом в приходе Ровное (Зельман) на Волге, где построил большой и красивый храм, а затем настоятелем в приходе Мариенталь.
Был профессором нравственного и пастырского богословия, канонического и гражданского права, литургики и латыни в Саратовской семинарии, а также духовным отцом ее воспитанников. Кроме того, преподавал в начальной семинарии в Саратове.
С 1901 года - ректор Саратовской семинарии. В 1902 году назначен генеральным викарием, а в 1903 году - официалом епархиального суда. Был каноником, а затем прелатом-архидиаконом Тираспольского капитула. В 1922-1932 годах - администратор прихода в Карлсруэ близ Одессы.
С 1926 года - генеральный викарий Апостольского администратора Одесского и южной части Тираспольской епархии епископа А. Фризона. С 1927 года - Апостольский администратор Тираспольской епархии на Украине и в Крыму. Отказался от рукоположения в епископы. В июне 1928 и мае 1929 годов безуспешно пытался передать свои полномочия Апостольского администратора епископу А. Фризону.
В 1932 году был арестован в Карлсруэ и по постановлению Коллегии ОГПУ приговорен к трем годам ссылки. Отправлен в Алма-Атинскую область, где в мае 1935 года был вновь арестован и привлечен по групповому делу католического духовенства на Украине. В ноябре 1935 года по постановлению Коллегии НКВД срок ссылки увеличен еще на три года. Оставлен в Алма-Атинской области. В начале 1937 года переведен в Талгар (Сибирь). Во второй половине того же года арестован в ссылке и приговорен к 10 годам лагерей.
В сентябре 1935 года находился в ссылке в Алма-Атинской области. По данным на март 1937 года находился в населенном пункте Талгар в Сибири. Здесь зарабатывал на жизнь, работая пастухом, и тайно занимался пастырской деятельностью среди сосланных туда католиков. Вероятно, был арестован во второй половине 1937 года. Умер 31 июля 1940 года в Сибири.

Августин Баумтрог
Родился в 1883  году в селе Кустарево-Краснорыновка (Поволжье). Окончил Саратовскую духовную семинарию. В 1909 году был рукоположен в священники. Затем учился в Иннсбрукском университете в Австрии, по окончании которого, в 1911 году, вернулся в Россию.
С 1911 года - викарий прихода в Саратове. С 1912 года - префект Саратовской семинарии. В 1914-1917 годах администратор прихода в селе Рождественское Кубанской области. С 1917 года - администратор прихода Мариенбург Самарской губернии. В 1917-1919 годах - настоятель в селе Кустарево-Краснорыновка. Каноник-декан Тираспольского капитула.
Принимал активное участие в организации в 1917 году в Поволжье Католического народного союза (Volksverein), просуществовавшего до 1921 года, и занимался изданием печатного органа Союза "Deutche Stimme".
С августа 1919 по 1922 год - на нелегальном положении. В начале 1920-х годов некоторое время находился под арестом. После амнистии, в 1922-1926 годах, настоятель прихода в Астрахани.
23 мая 1926 года был назначен Апостольским администратором Тираспольской епархии в районе Поволжья с резиденцией в Саратове. Рассматривался Святейшим престолом в качестве кандидатуры на рукоположение в епископы. В 1928 году был настоятелем и деканом в Саратове.
13 августа 1930 года был арестован в Саратове по групповому делу немецкого католического духовенства в Поволжье и отправлен для дальнейшего следствия в Москву. Обвинялся в антисоветской и контрреволюционной деятельности, а также в шпионаже в пользу Германии и Ватикана. Постановлением Коллегии ОГПУ от 20 апреля 1931 года приговорен к смертной казни, замененной 10-летним заключением в лагерях. Отбывал наказание в Покровске, затем на Соловках.
Умер на Соловках в марте 1937 года. по другим сведениям, умер в заключении в 1945 году.

Иоганн Рот
Родился в 1881 году в деревне Коростино Камышинского уезда Саратовской губернии. Окончил Саратовскую духовную семинарию. В 1094 был рукоположен в священники. С 1 мая 1094 года - немецкоязычный проповедник в Одессе. В 1905 где несколько месяцев учился на историко-филологическом факультете Новороссийского университета в Одессе. В 1915-1930 годах - настоятель прихода и декан в Пятигорске. Почетный каноник Тираспольского капитула.
23 мая 1926 года был назначен Апостольским администратором Тираспольской епархии на Кавказе. Имел резиденцию в Пятигорске. Рассматривался Святейшим Престолом в качестве кандидата на рукоположение в епископы.
Арестован в августе 1930 года в Пятигорске. В 1931 году постановлением Коллегии ОГПУ был приговорен к трем годам ссылки по обвинению в шпионаже и антисоветской пропаганде. Отбывал наказание в Казахстане. Некоторое время находился в лагере под Мурманском. По окончании срока ссылки жил в Ворошиловске. В 1936 году находился под следствием. В 1937 был арестован и обвинен в контрреволюционной и фашистской работе в целях ослабления советской власти. На заседании военного трибунала Северо-Кавказского военного округа 1-2 ноября 1937 года приговорен к смертной казни и конфискации имущества. 7 декабря 1937 года приговор был утвержден военной коллегией Верховного Суда СССР. Расстрелян 17 января 1938 года.

Стефан Демуров
Родился в 1871 году в Тифлисе. Рукоположен в 1895 году. Занимал должности викария прихода в Кутаиси (1895-1902 годы), администратора Перекопского прихода (с 1902 года) и администратора прихода в Баку (с 1904 года).
В 1926 году был назначен викарием ad interim Апостольской администратуры Тираспольской епархии в Тифлисе и Грузии.
14 ноября 1937 года арестован в Баку по обвинению в шпионаже. Постановлением Коллегии НКВД и генерального прокурора СССР от 11 февраля 1938 года приговорен к высшей мере наказания.
Расстрелян в ночь с 23 на 24 февраля 1938 года.
Владимир Пономарев



Митрополиты Могилёвские                           

Станислав Сестренцевич-Богуш
Родился 3 сентября 1731 г. Воспитывался в кальвинистской вере. Учился в Кейданах, Берлине, Франкфурте-на-Одере, Кенигсберге, Амстердаме и Лондоне. Служил в прусских и литовских войсках, был воспитателем детей князя Радзивилла. В 1754 г. перешел в католичество. Получив подготовку в Варшаве у пиаристов и лазаристов, рукоположен во священника в 1763 году. Был каноником Самогитским, каноником и деканом Виленским, настоятелем в Бобруйске и Гомеле. В 1766-67 и 1771-72 - администратор Виленской епархии.
12 июля 1773 г. назначен епископом Малленским in partibus infidelium и суффраганом Белорусским Виленской епархии, рукоположен 3 октября 1773 г. в Вильно.
Указом Екатерины II от 22 ноября (3 декабря) 1773 г. назначен Сестренцевича епископом Белорусским с подчинением ему всех римско-католических церквей и монастырей в России. Указом от 17 (28) января 1782 г. Екатерина II назначила Сестренцевича архиепископом Могилевским. Канонически утвержден в этом сане он был актом папского нунция Аркетти от 10 (21) декабря 1783 г.
Впоследствии Сестренцевич получил от папы Пия VI звание апостольского делегата (8 (19) сентября 1795 г.) и привилегию ношения кардинальского облачения (14 (25) февраля 1798 г.).
Указом Павла I от 26 января (6 февраля) 1798 г. Сестренцевич был назначен председателем Римско-католического департамента. Затем, указом от 28 апреля (9 мая) 1798 г. император возвел его в сан митрополита всех римско-католических церквей в России, что было подтверждено актом нунция Литты от 27 июля (7 августа) 1798 г.
С 1801 г. он являлся председателем Римско-католической духовной коллегии, а с 1816 г., сохраняя все прочие должности, управлял вакантной Виленской епархией.
Как духовный пастырь Сестренцевич был верным исполнителем предначертаний русского правительства, стремившегося к подчинению Церкви государству. Помимо пастырской деятельности он занимался историей, филологией, агрономией, медициной, проявил себя как просветитель и благотворитель.
Сестренцевич являлся членом (с 1792 г.) и президентом (в 1813 - 1823 гг.) Вольного экономического общества, членом ряда русских и иностранных ученых обществ. Умер 1 (13) декабря 1826 г.

Гаспар Казимир Цецишёвский
Родился в 1745 г. Учился в Риме, где и был рукоположен в священники в 1764 г. Был каноником и генеральным официалом Варшавским, настоятелем Меховского аббатства и Збучинского прихода.
21 февраля 1775 г. польский король назначил Цецишёвского коадъютором епископа Киевского. 29 мая 1775 г. он был канонически утвержден в этой должности и возведен в сан епископа Тебастенского in partibus infidelium. Рукоположен 2 сентября 1775 г.
8 августа 1784 г., после смерти епископа Франциска Оссолинского, Цецишёвский стал епископом Киевским (с резиденцией в Житомире). 8 октября 1784 г. он был утвержден в этом сане польским королем, а 5 декабря того же года, сложив звание Варшавского официала, принес присягу в качестве сенатора Речи Посполитой. Цецишёвский проявил себя усердным пастырем, пользовался любовью и уважением верующих. Он заботился о развитии просвещения среди духовенства, учредил духовную семинарию в Житомире, способствовал строительству храмов.
После второго раздела Польши (1793 г.), когда его епархия целиком отошла к России, Цецишёвский не оставил паству и присягнул на верность русскому правительству. Указом Екатерины II от 6 (17) сентября 1795 г. он был поставлен во главе созданной императрицей Пинской католической епархии, включающей Волынскую и Минскую губернии.
Указом Павла I от 28 апреля (9 мая) 1798 г. Цецишёвский был назначен епископом Луцко-Житомирским, а актом нунция Литты от 29 июля (9 августа) того же года канонически утвержден в этом сане. С этого момента почти безвыездно жил в Луцке.
Указом Николая I от 28 февраля (12 марта) 1827 г. Цецишёвский был назначен архиепископом и митрополитом Могилевским и председателем Римско-католической духовной коллегии. Каноническое утверждение в сане архиепископа и митрополита со стороны Св. Престола последовало 23 июня 1828 г.
Слабость здоровья и преклонный возраст помешали Цецишёвскому исполнять свои новые обязанности, и с папского разрешения он остался в Луцке. В Петербургской римско-католической духовной коллегии вместо него председательствовали луцко-житомирский коадъютор епископ Михаил Пивницкий (1827 - 1829 гг.) и самогитский епископ-суффраган князь Симон Гедройц (1829 - 1832 гг.). Могилевской архиепархией в этот период управляли могилевские епископы-суффраганы Валериан Генрих Камионко (1826 - 1828 гг.) и Иоахим Иосиф Грабовский (1828 - 1829 гг.), а также прелат Могилевского капитула Иоанн Баптист Щит (1829 - 1833 гг.). Умер 16 (28) апреля 1831 г.
В 1833 - 1839 гг. администратором архиепархии являлся епископ В.Г. Камионко, а председателем духовной коллегии с 1832 г. был епископ И. Павловский.

Игнатий Людовик Павловский
Родился перед 4 февраля 1776 г. Учился в Барже, Полоцке и Каменец-Подольске. Рукоположен во священника в 1800 г. Был капелланом епископа Каменецкого Иоанна Дембовского, настоятелем прихода в Дунаёвицах, каноником Каменецкого капитула (с 1803 г.), заседателем суда и канцлером епархиальной консистории, генеральным викарием Каменецкой епархии (с 1817 г.), членом Петербургской римско-католической духовной коллегии. 16 августа 1825 г. был назначен коадъютором Каменецким. 23 июня 1828 г. утвержден Св. Престолом в достоинстве суффрагана Каменецкого и возведен в сан епископа Мегаренского in partibus infidelium, рукоположен 3 (15) февраля 1829 г. В 1832-1842 председатель Римско-католической духовной коллегии. В 1839 г. русским правительством назначен архиепископом и митрополитом Могилевским. Был утвержден Св. Престолом в этом сане 1 марта 1841 г. Являлся верным исполнителем предначертаний русского правительства. Умер 20 июня (2 июля) 1842 г.
В 1842 - 1848 гг. администратором архиепархии являлся прелат Могилевского капитула Мартин Лаский (1842 - 1848 гг.), а председателем духовной коллегии с 1842 г. был епископ К. Дмоховский.

Казимир Дмоховский
Родился 24 июня 1780 г. Учился в Краславе Вильно. Рукоположен в священники в 1803 г. Был капелланом епископов Виленских Иоанна Дембовского и Иеронима Стройновского, секретарем епископской канцелярии, каноником Курляндским и Виленским, настоятелем в Мсцибове и Гедройцях. Заседатель (1821-1823 гг.) и член (с 1839 г.) Петербургской римско-католической духовной коллегии. Декан (с 1823 г.) и кафедральный настоятель (с 1824 г.) Виленский. Епископ Мильтенский in partibus infidelium и суффраган Курляндский Виленской епархии с 17 декабря 1840 г., рукоположен 29 июня 1841 г. В 1842-1851 гг. председатель Римско-католической духовной коллегии. Архиепископ и митрополит Могилевский с 3 июля 1848 г.
Был лояльным в отношении русских властей. При этом старался защищать права Церкви. Умер 11 (23) января 1851 г. в Петербурге.

Игнатий Головинский
Родился 24 сентября (2 октября) 1807 г. Учился в Межириче Корецком, Луцке и Вильно. Магистр богословия. Рукоположен в священники в 1830 г. Был законоучителем в Житомире. С 1834 г. каноник Житомирского капитула. В 1837-1842 гг. профессор богословия и настоятель католической часовни в Киевском университете Св. Владимира. С 1839 г. член статистического отделения в министерстве внутренних дел. В 1839 г. совершил паломничество во Святую Землю, которое впоследствии описал. В 1842-1855 гг. ректор Петербургской римско-католической духовной академии. Епископ Каристенский in partibus infidelium и коадъютор Могилевский с 3 июля 1848 г., рукоположен 30 ноября (12 декабря) 1848 г. Архиепископ и митрополит Могилевский с 5 сентября 1851 г. Председатель Римско-католической духовной коллегии в 1851-1855 гг. Придерживался консервативных богословских и политических взглядов, пользовался уважением русского правительства. Был известен глубокими знаниями и всесторонним образованием, проявил себя как примерный священник, выдающийся оратор, неутомимый ученый, талантливый писатель, переводчик. Автор многочисленных богословских и литературных произведений. Заботился о защите прав Церкви. Умер 7 (19) октября 1855 г.
В 1855-1856 гг. администратором архиепархии являлся прелат Антоний Фиалковский, а председателем духовной коллегии - епископ Тираспольский Фердинанд Кан.

Вячеслав Жилинский
Родился 19 февраля 1803 г. Учился в Вильно и Минске. Рукоположен в священники в 1826 г. Был викарием в Минске, настоятелем в Ивенце, профессором и ректором Минской духовной семинарии. Каноник Минского капитула с 1829 г. Администратор Минской епархии в 1846-1848 гг. Каноник (с 1848 г.) и схоластик Виленского капитула. Член Петербургской римско-католической духовной коллегии с 1848 г. Епископ Виленский с 3 июля 1848 г., рукоположен 17 декабря 1848 г. Заботился о развитии религиозной жизни в епархии, проводил визитацию приходов, основывал новые церкви, расширил состав капитула. Архиепископ и митрополит Могилевский с 18 сентября 1856 г. Председатель Римско-католической духовной коллегии в 1856-1863 гг. Проявлял лояльность в отношении русских властей. Зарекомендовал себя как усердный пастырь. Умер 23 апреля (5 мая) 1863 г.
В 1863-1871 гг. администратором архиепархии и председателем духовной коллегии был могилевский епископ-суффраган Иосиф Максимилиан Станевский. В 1871-1872 гг. администратором являлся прелат Могилевского капитула Георгий Ивашкевич, а в духовной коллегии председательствовал прелат Минского капитула Доминик Мощинский.

Антоний Фиалковский
Родился 13 июня 1797 г. Учился в Полоцке и Вильно. Кандидат и магистр богословия, доктор богословия и канонического права. Рукоположен в священники в 1824 г. Профессор Виленской духовной семинарии (1825-1833 гг.) и Виленского университета (до 1832 г.). Каноник (1831 г.) и прелат (1843 г.) Виленского капитула. Профессор (с 1834 г.) и ректор (1838-1842 гг.) Виленской духовной академии. Был визитатором женских пансионов, председателем человеколюбивого общества и цензором духовных книг в Вильно.
Сочувствуя распространению русского языка среди католического населения, принимал участие в составлении первого на этом языке католического катехизиса и одобрил его к печати. Заседатель (с 1844 г.) и член (с 1848 г.) Петербургской римско-католической духовной коллегии. Администратор Виленской епархии (1846-1848 гг.) и Могилевской архиепархии (1855-1856 гг.). Митрофорный настоятель (инфулат) Шидловского прихода на Жмуди с 1855 г.
Епископ Танасиенский in partibus infidelium и суффраган Каменецкий с 13 (25) июня 1858 г., рукоположен 12 (24) октября 1858 г. Администратор Каменецкой епархии в 1859-1860 гг. Епископ Каменецкий с 11 (23) марта 1860 г. После упразднения русскими властями Каменецкой епархии (1866 г.) жил в Симферополе. Архиепископ и митрополит Могилевский с 11 (23) февраля 1872 г. Председатель Римско-католической духовной коллегии в 1872-1883 гг. Освятил в Петербурге митрополичью церковь и учредил духовную семинарию. Завещал последней свою богатую библиотеку. Несмотря на преклонный возраст и расстроенное здоровье, усердно исполнял пастырские обязанности. Отличался умеренностью в отношениях с государственными властями, способствовал устранению различных недоразумений между Церковью и правительством. Умер 30 января (11 февраля) 1883 г.
В 1883 г. администратором архиепархии являлся прелат Могилевского капитула Аполинарий Игнатий Довгялло.

Александр Казимир Дзевалтовский-Гинтовт
Родился 26 февраля 1821 г. Учился в Кейданах и Вильно. Бакалавр. Рукоположен в священники в 1845 г. Викарий в Вилькомире с 1845 г., настоятель в Янишках с 1849 г., декан в Гродно и архидиакон Белорусский в 1855-1872 гг., каноник Виленского и Сейненского капитулов. Епископ Еленополитанский in partibus infidelium и суффраган Плоцкий с 11 (23) февраля 1872 г., рукоположен 6 (18) августа 1872 г. Администратор Плоцкой епархии с 1876 г. Архиепископ и митрополит Могилевский с 3 (15) марта 1883 г. Председатель Римско-католической духовной коллегии в 1883-1889 гг. Защищал права Церкви перед лицом государственных властей. Был выдающимся проповедником и благотворителем. Собрал большую коллекцию живописи и обширную библиотеку. Автор ряда поэтических произведений. Умер 14 августа 1889 г.
Администратором архиепархии (в 1889-1891 гг.) и председателем духовной коллегии (в 1889-1892 гг.) являлся прелат А.И. Довгялло.

Симон Мартин Козловский
Родился 28 октября (5 ноября) 1819 г. Учился в Кейданах, Вильно и Петербурге. Магистр и доктор богословия. Рукоположен в священники в 1844 г. Занимал должности законоучителя в Ковенской гимназии, профессора Виленской духовной семинарии (с 1846 г.) и Петербургской духовной академии (с 1848 г.), ректора Виленской духовной семинарии (1851-1864 гг.), каноника (1852 г.), кантора (1862 г.) и архидиакона Виленского капитула. С 1866 г. заседатель, а затем член Римско-католической духовной коллегии. В 1877-1883 гг. ректор Петербургской духовной академии. Епископ Луцко-Житомирский с 3 (15) марта 1883 г., рукоположен 1 (13) мая 1883 г. Архиепископ и митрополит Могилевский с 2 (14) декабря 1891 г. Председатель Римско-католической духовной коллегии в 1892-1899 гг. Проявлял лояльность в отношении государственных властей, защищал права Церкви. Издавал книги религиозного содержания для народа. Умер 14 (26) ноября 1899 г.
В 1899 - 1901 гг. администратором Могилевской архиепархии был могилевский епископ-суффраган Карл Антоний Недзялковский, а в духовной коллегии председательствовал прелат Могилевского капитула Константин Мацулевич.

Болеслав Иероним Клопотовский
Родился 13 марта 1848 г. Учился в Златополе, Киеве, Житомире и Петербурге. Магистр богословия и доктор Канонического Права.
Рукоположен в священники в 1872 г. Был профессором Житомирской семинарии (с 1873 г.) и Петербургской духовной академии (с 1877 г.), каноником Луцко-Житомирского капитула (1883 г.), инспектором академии (с 1884 г.), судьей суррогатом Петербургской консистории, ректором Петербургской духовной академии (в 1897 г.). Титулярный епископ Елевтерополитанский и суффраган Луцко-Житомирский с 2 августа 1897 г., рукоположен 27 ноября 1897 г. Епископ Луцко-Житомирский с 14 декабря 1899 г. Архиепископ и митрополит Могилевский с 15 апреля 1901 г. Председатель Римско-католической духовной коллегии в 1901-1903 гг. Автор многочисленных статей религиозного содержания и учебника церковной истории. Умер 24 февраля 1903 г. в Петербурге.
В 1903-1904 гг. администратором Могилевской архиепархии был прелат Могилевского капитула Стефан Денисевич.

Георгий Иосиф Шембек
Родился 2 января 1851 г. в Ушице Подольской губернии. Учился в Кракове, Вене и Саратове. Рукоположен в священники в 1893 г. Был духовным пастырем в Астрахани, настоятелем кафедрального собора и профессором семинарии в Саратове, каноником Тираспольского капитула. Занимался благотворительной деятельностью. Построил храмы в Царицыне и Покровской Слободе. Епископ Плоцкий с 15 апреля 1901 г., рукоположен 30 июня 1901 г. Архиепископ и митрополит Могилевский с 9 ноября 1904 г. Председатель Римско-католической духовной коллегии в 1904-1905 гг. Выступал в защиту прав Церкви, организовал съезд епископов митрополии. Умер 26 июля 1905 г.
В 1905-1908 гг. администратором Могилевской архиепархии был прелат С. Денисевич, а и.о. председателя духовной коллегии - прелат В. Ключинский.

Аполлинарий Внуковский
Родился 23 июля 1848 г. Учился в Каменец-Подольске, Житомире и Петербурге. Магистр богословия. Рукоположен в священники в 1872 г. Был профессором и ректором Житомирской семинарии, секретарем и заседателем консистории, кафедральным пенитенциаром, каноником Луцким. Епископ Плоцкий с 1 апреля 1904 г., рукоположен 13 ноября 1904 г. Архиепископ и митрополит Могилевский с 23 ноября 1908 г. Председатель Римско-католической духовной коллегии в 1908-1909 гг. Умер 21 мая 1909 г.
В 1909-1910 гг. администратором архиепархии был могилевский епископ-суффраган С. Денисевич, а председателем духовной коллегии - другой могилевский епископ-суффраган Иоанн Цепляк.
Викентий Ключинский
Родился 30 сентября 1847 г. Учился в Динабурге, Вильно и Петербурге. Магистр и доктор богословия. Рукоположен в священники в 1871 г. Был каноником и прелатом Виленского капитула, и.о. председателя Римско-католической духовной коллегии (1905-1908 гг.), прелата Двора Его Святейшества. Архиепископ и митрополит Могилевский с 25 марта (7 апреля) 1910 г., рукоположен 16 мая 1910 г. Председатель Римско-католической духовной коллегии в 1910-1914 гг. Проводил усердную пастырскую деятельность. Отказался от Могилевского архиепископства (6 августа 1914 г.) и назначен титулярным архиепископом Филиппольским (22 сентября 1914 г.). Жил на Кавказе и в Крыму. Умер 10 февраля 1917 г.
В 1914-1917 гг. администратором архиепархии и председателем духовной коллегии был епископ И. Цепляк.

Барон Эдуард фон дер Ропп
Родился 2 декабря 1851 года в селении Ликсна Динабургского уезда Витебской губернии. Воспитывался во Фрейбургском университете в Германии и в Рижской гимназии, в 1875 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета со степенью кандидата права. В 1875-1879 годах - на службе в окружном суде, Сенате и министерстве государственных имуществ.
В 1883 году поступил в Ковенскую римско-католическую духовную семинарию, которую закончил в 1886 году. Был рукоположен 1 августа 1886 года в Ковно епископом Самогитским Мечиславом Леонардом Паллюлоном. Учился также в Иннсбруке (Австрия) и Фрибурге (Швейцария).
В 1889-1902 годах - настоятель прихода в Либаве. С 1893 года - либавский декан. С 1896 года - каноник Самогитского капитула.
Был назначен епископом Тираспольским 9 июня 1902 года, и рукоположен в епископы 16 ноября в церкви св. Екатерины в Санкт-Петербурге.
9 ноября 1903 года был назначен епископом Виленским. Занимался политической деятельностью. 7 февраля 1906 года основал Конституционную Католическую партию в Литве и Белоруссии. Является членом 1 Государственной Думы.
1 октября 1907 года царским правительством отстранен от должности епископа Виленского. В 1907-1917 годах жил в родовом имении Нища в Витебской губернии. Возвращен на должность епископа Виленского Временным правительством 9 мая 1917 года.
Назначен архиепископом и митрополитом Могилевским 25 июля 1917 года. Являлся также председателем Римско-Католической духовной коллегии (1917-1919 годы) и Апостольским администратором Минской епархии (1917 год).
29 апреля 1919 года был арестован большевиками в качестве заложника. 17 ноября выехал по обмену за границу.
После отъезда Роппа администратором Могилевской архиепархии и и.о. председателя духовной коллегии стал архиепископ И. Цепляк. В 1923 г. он был арестован и приговорен к расстрелу, замененному тюремным заключением, а в 1924 г. выехал за границу.
Митрополит Ропп, находясь в эмиграции, жил в Польше (в Варшаве и Познани). Являлся членом Конференции Польского Епископата.
Папским декретом в 1926 году была отменена юрисдикция Э. Роппа над Могилевской архиепархией. При этом за ним до самой смерти сохранялся титул архиепископа Могилевского.
Умер 25 июля 1939 года в Познани. Был похоронен в Познаньском кафедральном соборе. В 1983 году его останки перенесены в собор в Белостоке.
Владимир Пономарев



Судьба епископа Владивостокского                         
Исторические документы свидетельствуют, что появление в восточных провинциях Российской империи многочисленных групп католиков связывается с массовыми депортациями поляков, участников наполеоновских войн и национально-освободительных восстаний в Польше.
Такое огромное скопление носителей католической веры на востоке России очень заинтересовало французские католические миссии, расположенные на северо-востоке Китая, и они стали засылать своих миссионеров в приамурские поселения. Это очень не понравилось Петербургу и побудило Синод направить в 1866 г. специального католического священника из Могилевской архиепархии. Выбор пал на о. Казимира Радзишевского, который создал первый католический приход в Николаевске-на Амуре, в столице генерал-губернаторства. Он регулярно посещал паству на всем Дальнем Востоке.
После перевода Управления Генерал-губернаторства во Владивосток туда же в 1890 г. перебрался и католический приход, который быстро разрастался и уже в 1900 г. насчитывал 3500 верующих, не помещавшихся в маленьком деревянном храме. Когда он сгорел, началось строительство каменного храма, которое продвигалось очень медленно.
В 1912 г. настоятелем становится о. Кароль Сливовский. Ему было суждено сыграть особую роль в жизни католического прихода Владивостока. Биография этого священнослужителя впечатляет. Он родился в семье польского помещика 29 июня 1855 г., окончил варшавскую гимназию, затем институт путей сообщения в Петербурге. И вдруг - резкий поворот судьбы - учеба в Духовной семинарии г. Сейны с 1875 г., а в 1879-1883 гг. - учеба в Петербургской духовной академии. В результате - диплом магистра богословия и наперсный крест священника, а в послужном списке записи: Станенский викарий, Станенский декан, Лепельский настоятель и законоучитель городского училища, Лепельский декан, казанский курат и законоучитель казанских учебных заведений.
Служение в Казани с 1895 по 1912 г. было периодом расцвета человеческих сил, которые о. Сливовский щедро дарил католикам Казани. Это не осталось незамеченным прихожанами, для которых он жил. В Госархиве хранится "Почтительное прошение", написанное синдиками казанского прихода от имени всех прихожан в адрес Митрополита всех римско-католических церквей России. В послании перечисляются заслуги священника - неусыпная забота о приходе, строительство начального церковного училища для детей, перестройка и украшение храма, безвозмездное служение капеллана -  все это без помощи викария. Синдики просят наградить своего настоятеля званием почетного каноника.
Однако это ходатайство не было удовлетворено, и вместо награды священник получает новое назначение - быть ему куратом во Владивостоке. Возможно, причиной перевода стала реакция Департамента Духовных дел иностранных вероисповеданий на письмо министра внутренних дел, направленное управляющему Могилевской римско-католической архиепархией прелату Стефану Денисевичу. В письме говорится, что "законоучитель римско-католического вероисповедания при Казанском Родионовском институте ксендз Сливовский отказался от подписи предъявленного всем служащим института обязательства о неприятии участия в политических партиях, обществах и союзах". В России крамолы не прощали...
Во Владивостоке нового курата ждало запущенное строительство каменного храма. Энергичный и решительный по натуре о. Сливовский решил прежде всего сменить старых синдиков и для этого провел перевыборное собрание прихода. Тут же во все церковные и светские инстанции посыпались жалобы на  курата. Более всего негодовал местный багач Варфоломей Карлович Боровикс, писавший пространные жалобы Митрополиту Римско-католических церквей России, и все из-за того, что курат настоял на открытой баллотировке кандидатов. Его жалобу поддержали А. Словик, С. Выбурский, О. Мацевич, А. Банашкевич и другие. Но настоятель упорно продвигался вперед в стремлении закончить строительство и наладить дела в приходе.
После русско-японской войны и с началом первой мировой во Владивостоке значительно увеличилась польская колония и появилось много новых прихожан. Поэтому курат был озабочен не в последнюю очередь воспитанием детей. Он поддерживал деятельность римско-католического общества "Доброчынность", которое еще в 1907 г. организовало польскую начальную школу и теперь собиралось открыть польскую школу на несколько классов. Кроме того, курат мечтал об организации Малой духовной семинарии для мальчиков из польских семей.
Значительную помощь оказывала приходу организация "Дом Польский". Благодаря участию ее членов в выборных органах Владивостока удалось получить из городской казны субсидии на открытие в 1917 г. долгожданной польской 4-х классной школы на 120 детей с тремя учителями.
В 1920 г. Могилевская епархия основала Владивостокский деканат, объединявший католиков Приамурья, Хабаровской и Приморской области. Деканат насчитывал 5 священников и 11 тыс. верующих. Первым деканом был назначен о. Кароль Сливовский. В июне 1921 во Владивосток прибыл Апостольский визитатор Сибири монс. Жан де Гебриан. Он остался очень доволен деятельностью Владивостокского деканата. По приезде в Харбин папский делегат сделал заявление: за заслуги поляков в развитии культуры и религии на Дальнем Востоке Апостольская Администрация решила организовать католическое епископство во Владивостоке и епископ вскоре будет назван.
Тем временем длительное строительство храма во Владивостоке подошло к концу, и 2 октября 1921 г. состоялось его торжественное освящение. Храм был величественным и красивым. Как только приход перебрался в новый храм, в небольшом временном молитвенном доме о. Кароль Сливовский учредил малую духовную семинарию, а ее ректором назначил священника из Силезии Мариуса Клуге. Вскоре пришли вести из Рима: Конгрегация пропаганды веры отделила Владивостокский, Иркутский, Омский, Томский и Ташкентский деканаты от Могилевской Архиепархии и создала из них самостоятельный Апостольский Викариат. Следующая новость пришла из Ватикана 2 февраля 1923 г. - папской буллой был учрежден Владивостокский епископат, в который вошли Приморская и Амурская области и часть Сахалина. Декан о. Кароль Сливовский был произведен в сан епископа Владивостокского с титулом Апостольского викария Восточной Сибири.
Поскольку местные власти не желали приезда папского делегата во Владивосток, церемония посвящения в сан епископа состоялась в Харбине 28 октября 1923 г., куда со специальной миссией прибыл папский делегат епископ Цельсиус Константини. В костеле св. Станислава присутствовали польские и французские католические священники, наиболее уважаемые члены польской колонии Харбина, ученики польской гимназии им. Генрика Сенкевича, семинаристы Малой духовной семинарии.
После возвращения во Владивосток для епископа Сливовского, уже немолодого человека, начинается новая страница испытаний. Во-первых, он с трудом попал на территорию своей епархии только благодаря помощи начальника станции, которому, как бедняку, он раньше помогал деньгами. Во-вторых, вскоре граница с Маньчжурией была закрыта, и епископ потерял возможность общаться с представителями администрации Викариата Сибири.
О жизни епископа в конце 20-х -начале 30-х годов известно не очень много. В архиве примаса Польши кард. А. Хлонда хранятся две почтовые открытки от епископа Владивостокского. Это короткие благодарственные сообщения в ответ на рождественские послания кардинала.   В это же время епископ был заочно награжден Орденом Возрождения Польши (ранее, еще при царе, о. Сливовский был награжден орденом Станислава III степени).
Эти письма и награда ухудшили его положение, а в газете "Известия" появилась публикация, шельмующая епископа Сливовского за то, что он, будучи гражданином СССР, "помогает буржуазному соседу". В то же время газета подчеркивала, что епископа не арестовывают, не судят, что свидетельствует о великой терпимости к нему Советской власти.
После закрытия Малой духовной семинарии и конфискации ее дома, у Владивостокской епархии отобрали дом священнослужителей и расположенные рядом с ним дом органиста, дом сторожа и доходный дом. По состоянию здоровья епископ Сливовский был вынужден жить за городом в дачном поселке Седанка, где его опекала полька Казимира Пиотровская. Воскресные мессы в кафедральном соборе служил молодой викарий о. Георгий Юркевич, навещавший больного епископа и совершавший необходимые больному обряды. После ареста о. Г. Юркевича духовная жизнь прихода замерла...
По письменным свидетельствам Регины Станько, ныне живущей в г. Томске, она часто привозила для больного епископа свежее молоко, а ее отец Станислав Станько приезжал проведать больного и побеседовать с ним. В конце двадцатых годов в доме на Седанке гостил францисканский миссионер из Харбина о. Захарий Банаш,а в начале тридцатых с епископом сумел увидеться студент-ориенталист Владислав Пельц, ехавший в Пекин. Он привез епископу деньги. По рассказу студента епископ выглядел глубоким старцем и был очень напуган этим визитом. Кратко поблагодарив за помощь, он просил, чтобы ему не писали и его не посещали, так как это для него опасно.
Скончался епископ Кароль Сливовский 5 января 1933 г. от паралича сердца. Казимира Пиотровская хотела увезти тело епископа в Польшу, но власти этого не позволили. Скромные похороны состоялись на маленьком лесном кладбище в Седанке, а заупокойная служба - в часовне, возле которой похоронили епископа. В гробу он лежал в белой ризе, на голове его был золотистый берет, на руке - епископский перстень, рядом - епископский посох. Через два дня могилу разграбили, украли посох и перстень. Перезахоронили епископа в деревянном гробу и закопали посередине между часовней и школой.
Весть о смерти епископа Владивостокского потрясла католиков Харбина. Харбинский делегат о. Владислав Островский, желая почтить светлую память усопшего, решил установить перед костелом св. Станислава крест с распятым Христом. Эта печальная церемония состоялась в воскресенье 5 февраля. Многие плакали, и все горячо молились за душу поляка-епископа, умершего вдали от Родины.
Прошли десятилетия, прежде чем во Владивостоке был восстановлен католический приход, которому вернули здание кафедрального собора. По крупицам восстанавливаются события тех страшных лет. Могилу епископа Владивостокского ищут прихожане, краеведы, журналисты, руководствуясь обрывками воспоминаний пожилых людей, бывших прихожан епископа. Время сделало свое дело - на бывшем сельском кладбище вырос густой лес. Но надежда не оставляет ищущих...
Мирослава Ефимова



Откуда в Сибири взялись католики                          
Много народов живет на сибирской земле. У каждого своя судьба и история. Сибирь принимала всех, и тех, кто приехал туда по воле злой судьбы, в бессрочную, страшную ссылку, и тех, кто поехал за тридевять земель в поисках лучшей доли. Латгалы – это древнебалтское племя, которое позднее вошло в состав нынешнего латышского народа и дало ему имя, а также и стране Латвии. Слово является составным и включает два корня: «лат» («латвиеши») и корень «гал, гол» (край, область), т.е. слово «латгалы» означает: жители края Латы.
Несмотря на то, что от латгалов происходит современное название Латвии, сами они пришли на эти земли в 9-м – 10-м веках, отступая под давлением славян вдоль Даугавы (Зап. Двины) с территории теперешней Белоруссии и приграничных областей России. Латгалы оттеснили другие балтские племена, в первую очередь селов, а также ливов и эстов, с которыми они очень долго вели ожесточенные войны.
После реформы Столыпина 1861 года многие латгалы отправились пытать счастье в Сибири, богатой землями.
Так появились за Уралом эти люди, которые привезли с собой культуру, язык и веру – католическую. Сначала все шло хорошо: до Революции у латгалов были свои школы, церкви, даже театр, книги и газеты на латгальском языке. Им позволяли сохранять свою культуру до 1937 года, пока не начались сталинские репрессии. Тогда все, что не было русским, подвергалось преследованиям. Для маленького латвийского народа начались тяжелые времена. Сильно подкосила коллективизация, многие зажиточные латгальские семьи были раскулачены, многие погибли. Мечта о своей земле, о крепком хозяйстве обратилась в прах. Старики и сейчас помнят, как преследовали «кулаков» - людей, умеющих и любящих работать.
Прошло уже много лет с тех пор. Уже и СССР приказал долго жить. А латгалы в Сибири все еще есть, они помнят и берегут свои корни. В советское время в документах, удостоверяющих личность, в паспортах и свидетельствах о рождении, эти люди записывались как латгальцы. Не латыши, а именно латгальцы. И по сей день так есть. Во время последней переписи населения в России в анкетах предлагалось на выбор: латыш или латгал.
Сибирскими соотечественниками заинтересовались филологи Латвийского Университета. С 2004 года они стали организовывать научные экспедиции в этот суровый край. Сибирские латгалы очень просили привезти им настоящего священника из Латгалии, чтобы он провел Святую Мессу на их родном языке. Сегодня опекают католические священники из местных епархий, но молиться на своем языке приятнее всякому. Так и попал в Сибирь отец Айгар Бернонс. Он дважды ездил в составе экспедиции и побывал в нескольких латгальских деревнях в Красноярском крае и Новосибирской области. Отец Айгар привез оттуда много видеоматериалов, которыми хотел поделиться с местными католиками. Для этого, 21 февраля вечером в католическом кафедральном соборе Риги была организована встреча, на которой священник представил обширный и интересный рассказ о латгалах на сибирской земле.
Я созвонилась с отцом Айгаром заранее, еще когда села в автобус Елгава-Рига. «Да, конечно, приходите, пожалуйста», сказал мне по телефону жизнерадостный и невероятно приятный голос. «Хорошо, подумала я, судя по всему, разговор пойдет легко и непринужденно». И не ошиблась.
Мне нужно было попасть в собор святого Екаба к восьми часам вечера, поэтому договорилась с нашим фотографом в 19.30 встретиться у памятника свободы и пойти оттуда на встречу. Кафедральный собор находится в Старой Риге, прямо за зданием Сейма Латвии. Миновав казармы Екаба и пушечную башню, мы, наконец, пришли. В храме еще шла вечерняя Месса. Сослужили три священника. «Кто из них отец Айгар?», подумала я. Решила дождаться конца богослужения. После окончания Мессы один из них объявил, что в видеозале состоится рассказ о латгалах Сибири и приглашаются все желающие. «Значит, нам туда дорога», всплыла в памяти строчка из песни.
В зале трое священников готовились к показу, настраивали аппаратуру, что-то обсуждали. «Кто из вас отец Айгар?»- я решила действовать прямо. Ко мне подошел улыбчивый молодой человек невысокого роста, с очень светлым, открытым взглядом. Он сразу же произвел благоприятное впечатление. «После общей встречи мы зададим Вам несколько вопросов и сделаем фотографии», проинформировала я его. Услышав про перспективу оказаться перед фотокамерой, отец Айгар как-то печально вздохнул, подняв глаза к небу, из чего стало ясно, что он не очень-то любит позировать. Однако, он принял это известие с мужеством и смирением. И вот, наконец, все приготовления закончились и начался фильм. Сибирь. Заснеженные поля, сугробы, деревенские домики, стоящие близко друг ко другу, как будто чтобы согреться. Все это было до боли знакомо с детства и я почувствовала ностальгию по родным местам.
Такие эмоции пробудил во мне фильм о католиках-латгалах, снятый новосибирской католической студией «Кана». В городе Куйбышеве Новосибирской области (бывший Каинск) в приходе святых Апостолов Петра и Павла уже несколько лет служит священник из Германии отец Дитмар Зайфферт. В приходе у отца Дитмара много прихожан латгальцев и немцев. Многие из них с очень тяжелой судьбой. В фильме женщины вспоминают о том, как их раскулачивали, как расстреливали жителей деревни, в том числе их родственников, многие остались после этого без родителей. Одна вспоминает: «Люди сами себе рыли могилы: одних расстреливали, другие их закапывали, потом и этих расстреливали, а третья группа зарывая их, копала могилу для самих себя». Но и в этих обстоятельствах люди не теряли свою веру и волю к жизни. Раскулаченного мужчину вертолетом увезли в тайгу и сбросили в болота, а детей рассадили по дороге и «Бог так помог ему, что он вышел из тайги и по дороге собрал всю свою семью. Вернулся в Куйбышев, вырыл себе землянку, а через 5-6 лет хоть снова его раскулачивай», вспоминает одна женщина. Сам отец Дитмар относится к своим прихожанам с большим чувством и уважением: «Когда человек много страдает и принимает свой крест, он духовно созревает и становится святым. Эти люди страдали очень много».
Все сибирские латгальцы в основном уже обрусели и в обыденной жизни говорят по-русски, их дети зачастую уже не знают язык своих предков и в церковь ходят неохотно. Но старики хранят старые иконы и молитвенники, по которым молились еще их родители и бабушки. Часто, после смерти стариков, дети приносят в храм старинные иконы, книги, которые принадлежали усопшим.
После показа фильма у нас все-таки получилось несколько минут пообщаться с отцом Айгаром. Мне очень интересно было узнать, с чего все началось. Откуда появился интерес к сибирским латгалам. Оказалось, что отец Айгар и сам латгалец и еще со школы он мечтал узнать, как живут его соотечественники, которые когда-то добровольно или по принуждению обрели новую родину на сибирских просторах. Так вышло, что священник, которого пригласили принять участие в экспедиции, не смог туда поехать и предложил отцу Айгару поехать вместо него, зная о его давней мечте увидеть Сибирь. И так он дважды побывал там, проводя в экспедиции по три недели. Каждый раз поездка выпадала на зимнее время. Группа из Латвийского Университета организует в Сибири Зимнюю школу, где преподают латгальцам уроки латгальского языка и культуры.
В частности, отец Айгар рассказал о таком случае: «В Зимнюю школу приезжает одна прихожанка из Новосибирска. Она очень активно участвует в приходской жизни. И по ее просьбе я в этом году ездил в Новосибирск. Дело в том, что там у одного ее родственника, латгальца, был инсульт. И после инсульта он уже больше не умел общаться на русском языке. Дети его не могли понять. Он говорил только на латгальском. И нужно было, чтобы я принял у него исповедь. Но так получилось, что в ту ночь, когда я ехал в Новосибирск из Ачинска, он скончался. И вот там была встреча с латгальцами из Новосибирска. И на обратной дороге мы заехали в Куйбышев, где служит отец Дитмар».
Латгальцы в Сибири уже мало похожи на своих соотечественников в Латвии. Отец Айгар вспоминает: «Это было как путешествие на машине времени. Мне бабушка рассказывала, что она помнит, как они раньше в Латгалии жили в деревнях, где дом возле дома. Так продолжалось до аграрной реформы в 1928 году, когда уже вышли жить на хутора. И вот, приехать и увидеть наяву такую деревню, где дом возле дома, увидеть латгальское село. Также и зимы, которых у нас больше нет. Это тоже ностальгия по детству. У нас же раньше тоже были такие сугробы и суровые зимы. А сейчас уже нет и новое поколение уже не знает, что это такое. И поэтому увидеть столько много снега и походить в валенках - тоже интересно. Конечно удивительно, проехать такую огромную даль и услышать родную речь, как будто расстояния вообще нет».
Я спросила о целях экспедиций в Сибирь. «Когда латгальцы уехали отсюда, они сохранили в Сибири ту речь и тот язык, на котором говорили наши прабабушки. У нас здесь язык уже развивался и изменился. Не совсем, но все же есть нюансы. И когда мы туда приезжаем, это тоже, как машина времени – слышать живую речь, на которой говорили раньше. Это интересно именно с лингвистической точки зрения. Они сохранили все старые слова, грамматические формы, они даже говорят на том говоре, на каком говорили в той деревне, из которой их предки уехали. И эти говоры они там сохранили», объяснил мне отец Айгар.
Теперь у священника-латгальца уже есть знакомые в Сибири и даже если экспедиции больше не поедут, он не исключает возможности снова поехать в Сибирь, потому что связи сохранились. «Зима это самое подходящее время, потому что у меня есть свой приход и летом я сильно занят там. А вообще, я успокоился, потому что видел, что там есть священники и люди, если хотят, могут найти там путь к Богу и к храму. Это немножко успокоило меня. Другое дело, что каждый человек любит общаться о Боге на родном языке и через это можно пробудить в нем религиозное чувство, которое к нему возвращается из детства, когда он вспоминает, как молились родители, бабушки, дедушки».

Юлия Левушкан
Baznica

См. также на Википедии: Католицизм в России

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Новости от Католик.ру